четверг, 20 февраля 2014 г.

LEGO Education "Построй свою историю": из опыта апробации

В статье  использованы фотографии автора с занятий.

Конструкторы LEGO за последние десятилетия прочно вошли в нашу жизнь. Кто же не знает этих замечательных маленьких человечков и из замечательный великолепный и такой разнообразный мир? Сейчас каждый ребенок имеет возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал в области дизайна и конструирования, используя различные наборы LEGO. 
Чем старше становятся дети, тем более разнообразны у них интересы и тем более сложные задачи они могут решать, используя конструкторы. Так же у учеников начальной школы есть потребность не просто создавать фигурки и модели LEGO, но и придумывать истории с этими человечками, ведь теперь суть игры смещается с “построй” на “действуй”! Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета служат толчком для создания новых конструкций и персонажей
.
Наблюдая за своей 9-тилетней дочерью и ее друзьями, я заметила, что им особенно интересны истории. Тогда возникла идея взять на апробацию конструктор LEGO Education “Построй свою историю, который появился в России в 2013 году и получил положительные отзывы коллег. Так как мы являемся партнерами LEGO в Пермском крае, то я попросила на апробацию 1 набор. Так же мы получили доступ к программному обеспечению StoryVisualizer, которое позволяет создавать комиксы и плакаты на основе конструкций, построенных детьми.

пятница, 24 января 2014 г.

Образовательная среда будущего: школа без стен

Коллеги, предлагаю вам цикл публикаций про современную организацию школьных пространств и про образовательную архитектуру. Спасибо +Marina Kurvits +Ljudmilla Rozhdestvenskaja, которые своим проектом про "Обучение без стен"вдохновили на систематизацию моих давних и не очень знаний по этой теме и погружение в эту замечательную тему. Тем более что наши первые шаги по работе в технологии "Обучение без стен" тоже требуют осмысления и описания.

В Европе и в США при строительстве новых школ придерживаются некоторых общих принципов организации пространств для обучения и отдыха, которые позволяют организовать образовательный процесс по-новому, с использованием новых технологий мобильного обучения (не обязательно с компьютерами), чередования зон работы и отдыха, зон занятия спортом, искусством, технологиями.
Предпосылками новых принципов проектирования и организации учебных пространств и образовательных учреждений является осознание того, что жизнь и сознание людей качественно меняются. Для того, чтобы ребенок органично влился в окружающий мир, социализировался в нем, нашел там свое место,  от него требуется  сейчас овладение принципиально иными умениями и навыками, чем это было раньше. Сейчас востребованы так называемые "умения 21 века", некие метапредметные компетенции, включая умение взаимодействовать в реальном мире, которые нельзя формировать на базе старых традиционных учебных пространств, используя традиционные уроки и традиционное оборудование.
Когда мы заходим в обычную "типовую" школу, сразу включаются стереотипы мышления как у учителей, так и у учеников. Новые школы не дают на уровне ощущений работать по-старому, оставляя при этом некоторые достоинства традиционного обучения, переводя его в другие образовательные технологии.


При этом наблюдаются несколько важных тенденций, которые, как мне кажется, верно выделены в статье "Образовательная среда 21 века" на портале Zillion:
  1. Интеграция актуальных стилей дизайна и архитектуры в образовательную среду. Известные бюро все чаще занимаются детсадовской, школьной и университетской архитектурой и дизайном. При этом с точки зрения парадигмы учреждение может оставаться «классическим», но с точки зрения визуального, архитектурного, стилистического решения – это «бытие» высокого класса, формирующее качественно новое сознание.
  2. Новые школы и классы гармонично "вписываются" в ландшафт (и используют его особенности для активного обучения как вне стен класса, так и вне школы, экологического образования, игр и отдыха); созданные с применением современных энергоэффективных материалов и технологий (к примеру, солнечных батарей на крышах). Это здания-трансформеры: и снаружи, и внутри. Одна из их основных задач – обеспечить расширенные возможности для обучения и социального взаимодействия в школах.
 
От себя хочу добавить мое искреннее убеждение: использование больших пространств без стен, зонирования на уровне цветовых и интерьерных решений, безбарьерная среда, ступенчатые системы, визуально разделяющие пространство и возносящиеся ввысь, атриумы, длинные коридоры - и при этом камерные зоны отдыха, небольшие уютные места для групповой и индивидуальной работы - всё это создаёт возможности организации разных форм активности в учебной деятельности и требует от учителя принципиально иных подходов к организации образовательного процесса.
В статье использовано несколько фотографий и видео от датско-норвежской архитектурной студии AART architects

воскресенье, 19 января 2014 г.

Критериальное и формирующее оценивание на уроках информатики: из опыта работы

Коллеги, представляю статью, написанную мной для конференции "Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее". Тема мне кажется очень актуальной и я работаю над ней уже почти год. Есть результаты, которые описаны в этом блоге. Но гораздо больше еще не опубликовано :( Спасибо +Людмила Чайка за тезисы на конференцию, очень бы хотелось пообщаться с вами лично, и +Anna A, которая убедила меня в том, что стоит писать больше и чаще, потому как есть что показывать.

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как это сделать наилучшим образом.

Assessment Reform Group (2002)[1]

   Оценивание - один из важных факторов, влияющих как на результат обучения, так и на весь его процесс. Верно выбранные стратегии оценивания позволяют организовать процесс обучения таким образом, чтоб ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения, получали удовольствие от учебы и могли бы выстраивать перспективы своего развития.
   Внедрение педагогом современных методов оценивания в практику работы не так трудоемко, как это кажется на первый взгляд, но требует решимости и определенной методической подготовки. Однако результаты, полученные даже на первых уроках, свидетельствуют о верности избранного подхода и его высокой эффективности. 

Рассмотрим две практики оценивания в преподавании курса информатики в средней и старшей школе:
  • критериальное оценивание и формирование метапредметных результатов обучения,
  • формирующее оценивание на уроках информатики.

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Формирующее оценивание. Материалы для работы

Коллеги, назрела потребность собрать материалы по формирующему оцениванию в одном месте.

Книги:

  1. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание в классе
  2. М.А. Пинская. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода (тут есть сравнение традиционного и формирующего оценивания, интересный анализ)
  3. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Презентации (доступны здесь, здесь и здесь)



Дистанционные курсы от Intel

Курс от Интел "Оценивание проектов" (очень интересные и важные материалы)
Курс от Интел из серии "элементы" - Оценивание в 21 веке

Все презентации и книги можно взять здесь

пятница, 1 ноября 2013 г.

Google Teacher Academy Moscow 2012 - 1 year after. And all life ahead!

Ровно год прошел с момента начала Академии учителей Google в Москве. Кажется, целая жизнь прошла с того времени... Что изменилось? Изменилось почти все, кроме моего неизменного интереса к преподаванию и любви и уважения к моим ученикам.

Как мы жили без Google?

Не сказать, что Google я не использовала и до этого. Мы с ребятами еще 4 года назад регистрировались  в почте и я пыталась показать им иную идеологию организации своего рабочего пространства (если вы еще видите убогие ящики mail.ru и yandex, то вы меня понимаете). Конечно, мы пользовались youtube и Диском, но это все было разрозненно и в некотором смысле спонтанно....

Шаг 1. Добавим смыслов!

После посещения Академии Google применение сервисов Google в моей работе приобрело осмысленность и системность. На Академии от некоторых вещей просто "разбегались глаза"! И оказалось, что многие темы можно предлагать иначе. В логике сервисов Google совершенно системно получилось и выстроить мой школьный курс информатики. Тем более что ученики, не смотря на свою общую продвинутость в пользовани компьютера, до этого времени совершенно не использовали совместную работу: такая простая мысль, "взрывающая" обычное сознание, совершено не приходила им в голову!
И работа с сервисами Google автоматически предполагает использование системно-деятельностного подхода. Нельзя "рассказать" о сервисе - можно только поработать с ним. 
С тех пор у нас абсолютно все уроки и все мои лекци проходят в рамках этого метода.

Шаг 2. Отметем все лишнее!

Сервис - не цель, а средство! Средство для достижения личной (хорошо бы и образовательной) цели. Поэтому изучение сервисов - не самоцель. Важно их конкретное применение. Сначала меня привел в недоумение вопрос одной ученицы при знакомстве с Google Art Project "а зачем все это надо?" Действительно, ЗАЧЕМ? Ведь они не были на Академии и, видимо, жизнь для них не играла такими красками и в данный момент им было важно что-то другое.
Но! Важно было вместе найти ответ на этот "Зачем"? И всегда задавать этот вопрос самой себе перед уроками. И теперь таких вопросов не возникает, или мы решаем их в начале урока.
Награждаю Катю и Ксюшу за лучший сайт!
Фото из instagram Кати.

Шаг 3. Как это оценить?

Даже когда работа доставляет удовольствие, неплохо понимать и ученику, и учителю, как оценивать результат. Ученику еще приятно осознавать, что на уроке он чему-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО научился. На основе создания сайтов Google при активной поддержке +Olga Bryksina +Ljudmilla Rozhdestvenskaja я провела серию занятий по использованию критериального и формирующего оценивания, которое еще и показывает формирование УУД. Результат превзошел все ожидания: ученики научились адекватно себя оценивать, работать по критериям и создавать критерии при оценивании своих продуктов.
Ах, да - они еще прекрасно научились создавать сайты Google и мы недавно провели даже конкурс на лучший сайт класса (см. сайт Екатерины Средняковой и Ксении Мальцевой, сайт Карины Латыповой и Олеси Захаровой)
Теперь критериальное оценивание и рефлексивные карты - норма на моих уроках. Как меня спросила руководитель городского МО информатиков "Вы еще ведете уроки по-старому?" и я ответила "нет!"

Шаг 4. Оторвемся по-полной!

Мы не завели Google Apps :( Но и без этого достаточно хорошо живем, потому что я работаю с учениками с 8 по 11 класс, а им всем уже есть по 14 лет. Значит, эккаунты Google они могут завести сами. 
Всю работу, которую я планирую на урок, я выкладываю в блоги:
Ученики работают по-одному, группами или совместно (10, 11 класс) с документами, выполняют домашние задания, обсуждают работу в чате по документу, оставляют комментарии... В 111 классе наконец-то идет и взаимооценивание, но ребята не хотят, чтоб другие знали, кто их и как оценил - только при таком условии анонимности они готовы проводить оценку. Пример работы можно посмотреть здесь
Вижу свою заслугу в том, что ученики теперь сами используют сервисы Google в своей повседневной жизни, понимая их преимущества и удобство использования. Так же они внятно говорят о том, какие функции им хочется иметь в том или ином сервисе и учатся осмысленно выбирать приложения и сервисы для своей работы и творчества!

Что еще?

  • Провела дистанционный тренинг для педагогов Перми и Уфы по использованию блогов в образовательном процессе (там мы научились работать не только с сервисом Blogger, но и с документами Google)
  • Создала серию уроков по использованию сервисов Google: карты и еще карты для 9 класса, поиск Google, Google Art Project, презентации Google
  • Благодаря +Maria Sonina мы играли в Чимборасо (10 клacc, 11 класс)
  • Мы 3-й год ведем с учениками "Учебный блог", где ребята могут проявить "креатив" и высказать свое мнение по разным вопросам в рамках учебных задач
  • В рамках конкурса "Учитель-родителю", который проходил на Галактике Intel освоила замечтельный сервис создания видеороликов на YouTube
  • Описала свой опыт и опыт коллег по критериальному и формирующему оцениванию
  • Активно общаемся с коллегами в рамках G+ сообществ "Педагогический клуб сетевого взаимодействия" и "Учимся с Google"

А планы?

  • Сегодня - геокешинг по Перми для +Yuri Eelmaa 
  • В этом месяце геокешинг c элементами фотокросса по Перми с использованием карт Google и Hangouts для 11 класса (они САМИ попросили - вот оно, критериальное и формирующее оценивание в действии! Им стало ИНТЕРЕСНО жить, и они честно признались: в прошлом году они бы не захотели, а в этом готовы работать!)
  • описание 2-х моих проектов для Интел в системе "образовательный маршрут", один из них  построен на использовании инструментария Google
  • работа с начальной школой по исследоватльской деятельности с датчиками и оборудованием, а так же работа с конструктором LEGO "Построй свою историю" - результаты и рефлексия, а так же выкладывание проектов на обсуждение - в блогах Blogger
  • ну и много чего еще...
Спасибо GTA Moscow 2012 за знакомство с великолепными профессионалами, за "пинок под зад" и за то, что теперь уже не просто лечу, а парю! 
Всем удачи!




вторник, 15 октября 2013 г.

Критериальное и формирующее оценивание в рамках ФГОС

Коллеги, продолжаю работать по критериальному подходу к оценке продуктов деятельности учащихся и по формирующему оцениванию на уроках. Как у меня это получается - расскажу в следующих сообщениях, а сейчас хочу поделиться всеми теми ссылками на ресурсы, которые помогают мне осуществлять столь нелегкую работу.


Материалы от Ольги Фёдоровны Брыксиной
+Olga Bryksina кандидата педанаук, зав. кафедры ИКТ в образовании ПГСГА (Самара)

- Тренинги Ольги Фёдоровны Брыксиной
ФГОС ООО - читаем и изучаем вместе
Методы оценивания в классе 21 века

- Выступления и работы О.Ф. Брыксиной 

Критериальный подход:
Критериальный подход к оценке on-line продуктов в условиях ФГОС»
- К вопросу о критериальном подходе: по итогам мастер-класса
- Google-документы как система формирующего оценивания

Формирующее оценивание в образовательном процессе: что, зачем и как оцениваем?
Видео-запись лекции на GTA-Казань 2013 (про ФГОС и не только)

Материалы от  Людмилы Рожденственской 

- “Блог тренера” на Галактике “Интел”
- Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google
- Результаты QR-квеста. Анализируем ответы

Оксана Петрова 

Блог на галактике Интел
Тренинг: Учебные ситуации: управляем формированием результата

Людмила Чайка 

Мой опыт (из пока описанного)

среда, 12 июня 2013 г.

Оцениваем метапредметные результаты. Часть 4. Сайт Google как часть э-портфолио учащегося.

Уважаемые коллеги!
Почти закончилась пора ЕГЭ и ГИА, а значит у меня есть время рассказать вам о том, как закончился наш почти двухмесячный проект по оценке метапредметных результатов обучения.
Для тех, кто еще захочет почитать, как все начиналось - Часть 1, Часть 2, Часть 3
Идеи, заложенные в работе О.Ф. Брыксиной, по моему мнению, удалось развить и проверить на практике.
Во время работы над проектом Людмила Рождественская стала публиковать весьма интересные и полезные записи в своем блоге по оцениванию э-портфолио учащихся, что позволило по-новому взглянуть на наш проект, методику работы и результаты.
Итак, итогом работы моих 10-классников стал сайт Google. Весь год мы говорили о сайтах, но когда пришла пора создавать свой сайт, ребята крепко задумались: а каким должен быть мой сайт?
Как известно, в начале любого процесса идет целеполагание. То есть целю работы учеников было создание сайта. Но сайт сам по себе не имеет смысла: его никто не будет читать!
Получается, что акцент при создании сайта смещается на пользователя, читателя сайта.  Ориентация на интересы читателя и при этом преподнесение для читателя в привлекательной и доступной форме своих собственных увлеччений и идей - очень важная вещь! Ученики становились в позицию внешнего наблюдателя по отношению к своим сайтам. Это помогало увидеть свои ошибки и адекватно оценить содержание работы.
Для наполнения сайта интересным для пользователя контентом, мы знакомились с различными сервисами и создавали там работы, соответствующие теме сайта. При этом получилось, что каждый ученик создал ряд работ, оцененых по критериям с точки зрения формирования предметных и метапредметных результатов. Таким образом, итоговый сайт стал не просто сайтом по определенной теме, но и своеобразным э-портфолио учащегося.
Получилось, что в процессе работы над каждым проектом и над сайтом ученики учились тому, что так метко и ёмко сформулировала Людмила Рождественская:
  • ставить цели и планировать их достижение;
  • осознавать свои возможности и умения;
  • фиксировать свои знания;
  • лучше понимать свои стили обучения и анализировать свои возможности обучения;
  • отражать изменения в процессе учения;
  • отражать развитие;
  • делать выбор, что и по каким критериям отбирать для сайта;
  • осуществлять самооценку;
  • раскрывать свою индивидуальность.
Хотелось бы добавить еще несколько умений:
  • организовывать свою деятельность в соответствии с целеполаганием, организовывать свою работу и оценивать ее результаты по четким критериям,
  • оценивать работы других учеников по критериям
Хочу представить критерии оценивания по всем элементам нашей работы:
- создание формы Google и презентация результатов заполнения формы с помощью презентации Google (просмотреть файл)

- создание ленты времени (просмотреть файл)

- создание коллажа из слов и размещение их в презентации Google (просмотреть файл)

- Итоговая работа: создание сайта Google (просмотреть файл)

К концу проекта у нас получилось 3 замечательных результата:
  1. Ученики поняли, как формулировать критерии и как по ним работать,
  2. Ученики стали гораздо более адекватно оценивать свои работы (см. корреляции),
  3. В связи со смещенем акцента на внешнее оценивание (сам оцениваю свой проект объективно, как-бы со стороны, с позиции зрителя) ученики создали во многом интересные и уникальные сайты!
Примеры работ учащихся: 
- Ксения Мальцева, Екатерина Среднякова, Карина Латыпова: "Women in History" (Женщины в истории)  

- Елизавета Смирнова: "Lisaspring"(сайт посвящен поэзии)


- Марина Попова, Дарья Анисимова: "Хочу такой дом!