пятница, 24 января 2014 г.

Образовательная среда будущего: школа без стен

Коллеги, предлагаю вам цикл публикаций про современную организацию школьных пространств и про образовательную архитектуру. Спасибо +Marina Kurvits +Ljudmilla Rozhdestvenskaja, которые своим проектом про "Обучение без стен"вдохновили на систематизацию моих давних и не очень знаний по этой теме и погружение в эту замечательную тему. Тем более что наши первые шаги по работе в технологии "Обучение без стен" тоже требуют осмысления и описания.

В Европе и в США при строительстве новых школ придерживаются некоторых общих принципов организации пространств для обучения и отдыха, которые позволяют организовать образовательный процесс по-новому, с использованием новых технологий мобильного обучения (не обязательно с компьютерами), чередования зон работы и отдыха, зон занятия спортом, искусством, технологиями.
Предпосылками новых принципов проектирования и организации учебных пространств и образовательных учреждений является осознание того, что жизнь и сознание людей качественно меняются. Для того, чтобы ребенок органично влился в окружающий мир, социализировался в нем, нашел там свое место,  от него требуется  сейчас овладение принципиально иными умениями и навыками, чем это было раньше. Сейчас востребованы так называемые "умения 21 века", некие метапредметные компетенции, включая умение взаимодействовать в реальном мире, которые нельзя формировать на базе старых традиционных учебных пространств, используя традиционные уроки и традиционное оборудование.
Когда мы заходим в обычную "типовую" школу, сразу включаются стереотипы мышления как у учителей, так и у учеников. Новые школы не дают на уровне ощущений работать по-старому, оставляя при этом некоторые достоинства традиционного обучения, переводя его в другие образовательные технологии.


При этом наблюдаются несколько важных тенденций, которые, как мне кажется, верно выделены в статье "Образовательная среда 21 века" на портале Zillion:
  1. Интеграция актуальных стилей дизайна и архитектуры в образовательную среду. Известные бюро все чаще занимаются детсадовской, школьной и университетской архитектурой и дизайном. При этом с точки зрения парадигмы учреждение может оставаться «классическим», но с точки зрения визуального, архитектурного, стилистического решения – это «бытие» высокого класса, формирующее качественно новое сознание.
  2. Новые школы и классы гармонично "вписываются" в ландшафт (и используют его особенности для активного обучения как вне стен класса, так и вне школы, экологического образования, игр и отдыха); созданные с применением современных энергоэффективных материалов и технологий (к примеру, солнечных батарей на крышах). Это здания-трансформеры: и снаружи, и внутри. Одна из их основных задач – обеспечить расширенные возможности для обучения и социального взаимодействия в школах.
 
От себя хочу добавить мое искреннее убеждение: использование больших пространств без стен, зонирования на уровне цветовых и интерьерных решений, безбарьерная среда, ступенчатые системы, визуально разделяющие пространство и возносящиеся ввысь, атриумы, длинные коридоры - и при этом камерные зоны отдыха, небольшие уютные места для групповой и индивидуальной работы - всё это создаёт возможности организации разных форм активности в учебной деятельности и требует от учителя принципиально иных подходов к организации образовательного процесса.
В статье использовано несколько фотографий и видео от датско-норвежской архитектурной студии AART architects