воскресенье, 19 января 2014 г.

Критериальное и формирующее оценивание на уроках информатики: из опыта работы

Коллеги, представляю статью, написанную мной для конференции "Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее". Тема мне кажется очень актуальной и я работаю над ней уже почти год. Есть результаты, которые описаны в этом блоге. Но гораздо больше еще не опубликовано :( Спасибо +Людмила Чайка за тезисы на конференцию, очень бы хотелось пообщаться с вами лично, и +Anna A, которая убедила меня в том, что стоит писать больше и чаще, потому как есть что показывать.

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как это сделать наилучшим образом.

Assessment Reform Group (2002)[1]

   Оценивание - один из важных факторов, влияющих как на результат обучения, так и на весь его процесс. Верно выбранные стратегии оценивания позволяют организовать процесс обучения таким образом, чтоб ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения, получали удовольствие от учебы и могли бы выстраивать перспективы своего развития.
   Внедрение педагогом современных методов оценивания в практику работы не так трудоемко, как это кажется на первый взгляд, но требует решимости и определенной методической подготовки. Однако результаты, полученные даже на первых уроках, свидетельствуют о верности избранного подхода и его высокой эффективности. 

Рассмотрим две практики оценивания в преподавании курса информатики в средней и старшей школе:
  • критериальное оценивание и формирование метапредметных результатов обучения,
  • формирующее оценивание на уроках информатики.

   Одна из важных проблем, которая встает перед учителем в средней и старшей школе - как оценить формируемые метапредметные результаты обучения? Если в начальной школе есть готовые практические пособия, позволяющие это сделать, то для средней и старшей школы их фактически нет. Поэтому методика к.п.н. Ольги Фёдоровны Брыксиной, представленная на мастер-классе «Критериальный подход к оценке он-лайн продуктов с точки зрения ФГОС»[2], суть которой в том, что метапредметные результаты обучения можно оценить через предметные результаты работы учащихся, сформулированные в виде критериев оценки продуктов учебной деятельности учащихся, показался нам верным и реализуемым в практической деятельности учителя информатики. Данная методика была апробирована и дала качественные результаты в рамках курса «Веб-конструирование» в 10 классе (базовый уровень, сайты создаются на основе сервиса Google Sites)
   Приведем пример методики работы по формулировки критериев. Задание для учащихся - создание ленты времени по теме сайта:
1. Определяем в традиционном виде критерии, по которым можно оценить продукт деятельности учащихся. Вот наш вариант (рис. 1)

Рис.1. Критерии оценивания (традиционный вид)
2. Заполняем таблицу, в которой анализируем требования ФГОС в рамках формирования метапредметных результатов обучения и соотносим их с конкретными действиями учащихся.

3. Составляем лист самооценки учащихся, куда заносим уже вполне конкретные критерии (рис.2)

Рис. 2. Критерии оценивания (карточка самооценки учащихся)
4. На уроке ученики работают по карте самооценки, оценивая выполнение каждого критерия по шкале от 0 до 2.

5. После выполнения работ педагог так же оценивает по предложенным критериям работы учащихся

6. Производится корреляционный анализ по результатам оценивания и самооценивания работ учащихся, а так же по каждому критерию. Высокие положительные значения корреляции показывают, что ученики и педагог одинаково оценивают работы, одинаково понимают значения критериев, показывают так же, что ученики в большей мере овладели навыками самооценки.

    Основная проблема, которая выяснилась во время апробации методики - неумение учащихся следовать критериям во время создания работы и неумение осуществлять оценивание своей работы по представленным критериям. Еще сложнее оценить работу других учеников по критериям, по крайней мере открыто. Поэтому оценивание работ других учащихся до сих пор осуществляется в анонимном режиме.

  С начала этого учебного года в классах с 8 по 11 при ведении информатики так же используются некоторые методики формирующего оценивания, которые в том числе описаны Пинской М.А.. Так, в конце каждого урока ученики после выполнения заданий индивидуально заполняют он-лайн рефлексивные карты (на основе форм Google), в которых представлены вопросы на понимание темы (умение объяснить своими словами, описать применение в своей деятельности), а так же оценка своей деятельности на уроках. Это помогает учителю понять, в чем возникли затруднения, а ученику осознать свою деятельность на уроке, понять, чему именно он научился на уроке и что это ему дало (личностное осознание результата).

По результатам апробации с уверенностью можно отметить[3]:
  • рост у учащихся мотивации к учению, 
  • осознанное обучение, 
  • высокий уровень сформированности регулятивных УУД, 
  • рост уровня сформированности коммуникативных УУД (умение осуществлять взаимодействие в команде, умение сформулировать свои мысли понятно и доступно) 
  • высокий уровень доверия педагогу, 
  • интересные творческие работы учащихся.