пятница, 1 ноября 2013 г.

Google Teacher Academy Moscow 2012 - 1 year after. And all life ahead!

Ровно год прошел с момента начала Академии учителей Google в Москве. Кажется, целая жизнь прошла с того времени... Что изменилось? Изменилось почти все, кроме моего неизменного интереса к преподаванию и любви и уважения к моим ученикам.

Как мы жили без Google?

Не сказать, что Google я не использовала и до этого. Мы с ребятами еще 4 года назад регистрировались  в почте и я пыталась показать им иную идеологию организации своего рабочего пространства (если вы еще видите убогие ящики mail.ru и yandex, то вы меня понимаете). Конечно, мы пользовались youtube и Диском, но это все было разрозненно и в некотором смысле спонтанно....

Шаг 1. Добавим смыслов!

После посещения Академии Google применение сервисов Google в моей работе приобрело осмысленность и системность. На Академии от некоторых вещей просто "разбегались глаза"! И оказалось, что многие темы можно предлагать иначе. В логике сервисов Google совершенно системно получилось и выстроить мой школьный курс информатики. Тем более что ученики, не смотря на свою общую продвинутость в пользовани компьютера, до этого времени совершенно не использовали совместную работу: такая простая мысль, "взрывающая" обычное сознание, совершено не приходила им в голову!
И работа с сервисами Google автоматически предполагает использование системно-деятельностного подхода. Нельзя "рассказать" о сервисе - можно только поработать с ним. 
С тех пор у нас абсолютно все уроки и все мои лекци проходят в рамках этого метода.

Шаг 2. Отметем все лишнее!

Сервис - не цель, а средство! Средство для достижения личной (хорошо бы и образовательной) цели. Поэтому изучение сервисов - не самоцель. Важно их конкретное применение. Сначала меня привел в недоумение вопрос одной ученицы при знакомстве с Google Art Project "а зачем все это надо?" Действительно, ЗАЧЕМ? Ведь они не были на Академии и, видимо, жизнь для них не играла такими красками и в данный момент им было важно что-то другое.
Но! Важно было вместе найти ответ на этот "Зачем"? И всегда задавать этот вопрос самой себе перед уроками. И теперь таких вопросов не возникает, или мы решаем их в начале урока.
Награждаю Катю и Ксюшу за лучший сайт!
Фото из instagram Кати.

Шаг 3. Как это оценить?

Даже когда работа доставляет удовольствие, неплохо понимать и ученику, и учителю, как оценивать результат. Ученику еще приятно осознавать, что на уроке он чему-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО научился. На основе создания сайтов Google при активной поддержке +Olga Bryksina +Ljudmilla Rozhdestvenskaja я провела серию занятий по использованию критериального и формирующего оценивания, которое еще и показывает формирование УУД. Результат превзошел все ожидания: ученики научились адекватно себя оценивать, работать по критериям и создавать критерии при оценивании своих продуктов.
Ах, да - они еще прекрасно научились создавать сайты Google и мы недавно провели даже конкурс на лучший сайт класса (см. сайт Екатерины Средняковой и Ксении Мальцевой, сайт Карины Латыповой и Олеси Захаровой)
Теперь критериальное оценивание и рефлексивные карты - норма на моих уроках. Как меня спросила руководитель городского МО информатиков "Вы еще ведете уроки по-старому?" и я ответила "нет!"

Шаг 4. Оторвемся по-полной!

Мы не завели Google Apps :( Но и без этого достаточно хорошо живем, потому что я работаю с учениками с 8 по 11 класс, а им всем уже есть по 14 лет. Значит, эккаунты Google они могут завести сами. 
Всю работу, которую я планирую на урок, я выкладываю в блоги:
Ученики работают по-одному, группами или совместно (10, 11 класс) с документами, выполняют домашние задания, обсуждают работу в чате по документу, оставляют комментарии... В 111 классе наконец-то идет и взаимооценивание, но ребята не хотят, чтоб другие знали, кто их и как оценил - только при таком условии анонимности они готовы проводить оценку. Пример работы можно посмотреть здесь
Вижу свою заслугу в том, что ученики теперь сами используют сервисы Google в своей повседневной жизни, понимая их преимущества и удобство использования. Так же они внятно говорят о том, какие функции им хочется иметь в том или ином сервисе и учатся осмысленно выбирать приложения и сервисы для своей работы и творчества!

Что еще?

  • Провела дистанционный тренинг для педагогов Перми и Уфы по использованию блогов в образовательном процессе (там мы научились работать не только с сервисом Blogger, но и с документами Google)
  • Создала серию уроков по использованию сервисов Google: карты и еще карты для 9 класса, поиск Google, Google Art Project, презентации Google
  • Благодаря +Maria Sonina мы играли в Чимборасо (10 клacc, 11 класс)
  • Мы 3-й год ведем с учениками "Учебный блог", где ребята могут проявить "креатив" и высказать свое мнение по разным вопросам в рамках учебных задач
  • В рамках конкурса "Учитель-родителю", который проходил на Галактике Intel освоила замечтельный сервис создания видеороликов на YouTube
  • Описала свой опыт и опыт коллег по критериальному и формирующему оцениванию
  • Активно общаемся с коллегами в рамках G+ сообществ "Педагогический клуб сетевого взаимодействия" и "Учимся с Google"

А планы?

  • Сегодня - геокешинг по Перми для +Yuri Eelmaa 
  • В этом месяце геокешинг c элементами фотокросса по Перми с использованием карт Google и Hangouts для 11 класса (они САМИ попросили - вот оно, критериальное и формирующее оценивание в действии! Им стало ИНТЕРЕСНО жить, и они честно признались: в прошлом году они бы не захотели, а в этом готовы работать!)
  • описание 2-х моих проектов для Интел в системе "образовательный маршрут", один из них  построен на использовании инструментария Google
  • работа с начальной школой по исследоватльской деятельности с датчиками и оборудованием, а так же работа с конструктором LEGO "Построй свою историю" - результаты и рефлексия, а так же выкладывание проектов на обсуждение - в блогах Blogger
  • ну и много чего еще...
Спасибо GTA Moscow 2012 за знакомство с великолепными профессионалами, за "пинок под зад" и за то, что теперь уже не просто лечу, а парю! 
Всем удачи!