пятница, 2 марта 2012 г.

Лаборатории в начальной школе. Часть 1.

Исследовательская и проектная деятельность - одни из основных видов обучения в современной школе, и это не случайно. Очевидно, что умения увидеть проблему, поставить цель, определить шаги по достижению цели, умение следовать своему плану и оценивать результат - умения, необходимые любому современному человеку. Одно из направлений, где наиболее легко осуществить формирование таких умений - исследовательская деятельность в рамках предмета "Окружающий мир".
В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прямо указано, что ученикам надо научиться осуществлять сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков.
  • Где же взять датчики и цифровые микроскопы? 
  • Какие из них лучше для начальной школы? 
  • Где взять уже готовые лабораторные работы для учителя и учеников? 
  • Как научить учителя работать с оборудованием? 
Это далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются завучи и директора школ, руководители управлений образованием, которые курируют введение ФГОС НОО.Одно из решений предлагает производственно-консультационная группа "Развитие Образовательных Систем" (представители в Пермском крае - компания "Информационные системы в образовании")

Я уже писала о лабораториях и датчиках AFS, которые хорошо зарекомендовали себя в средней и старшей школе. Летом я попробовала поработать и с лабораторным оборудованием Vernier для начальной школы (дистрибьютором которого в России как раз и является группа "Развитие Образовательных Систем"):
  • Адаптер Go! Link предназначен для подключения датчиков к компьютеру. К нему прилагается бесплатная программа Logger Lite для сбора и визуализации данных
  • Датчик температуры Go! Temp
  • Датчик расстояния Go! Motion
  • Цифровой микроскоп фирмы Bodeline ProScope HR
Что оказалось наиболее важным и интересным при работе с данными приборами?
  1. Приборы очень просты в использовании! Датчики эргономичны и надёжны.
  2. В комплекте датчиков идут уже готовые лабораторные работы с ПОДРОБНЫМИ инструкциями для педагога и учащихся. Следует отметить достойный уровень, высокую практическую значимость данных работ и их творческий исследовательский характер.
  3. Было сначала не очень понятно, как использовать микроскоп :) Дети и взрослые затем с удовольствием рассматривали себя! А вот пример того, как с помощью данного микроскопа можно заснять проращивание растений!
video 
На вопрос, каким образом организовывать работу в начальной школе, методисты группы "Развитие образовательных систем" дают чёткий ответ:
  1. Выпущена книга "Окружающий мир с AFS", где приведены интересные комплексные исследовательские работы с использованием датчиков и микроскопов.
  2. Интереснейшая книга"Начинаем изучать! Исследуем температуру", которая будет интересна всем учителям начальных классов и методистам. Мы на нашем занятии делали термос! из фольги и стаканчиков из--под кофе. А вот и пример: эксперимент "Тёплые ли у нас ладони?"
  3. Книга "Начинаем изучать! Основы естественных наук" содержит много интересных и познавательных исследовательских работ.
Конечно, хочется иметь больший опыт опробации этого оборудования и этих книг! Как только мы получим книги, с удовольствием поделюсь опытом использования :)