Сегодня хочу рассказать о проекте со смартфонами и планшетами учеников, который долго разрабатывался и готовился, но прошел очень успешно. Мне давно хотелось орагнизовать такой проект, особенно после того, как я прочитала сообщения Людмилы Рождественской и Марины Курвитс “Можно ли учиться в школьном коридоре”, а так же увидела великолепное исследование учеников Елены Шевчук “Смартфон как инструмент исследования”.
Предпосылками данного проекта послужили три очень важных для меня тезиса:
1. Обучение в школе возможно не только в классе. Для самостоятельной работы учащихся, а так же для работы по некоторым проектам вполне можно использовать различные подходящие для этого помещения школы
2. Понятие “подходящее для обучения помещение вне стен класса” - очень обширное, в которое включаются в том числе компоненты дизайна помещений, “комфортная среда”, цвет, звуки, ощущения, а так же выход на виды активностей, которые можно производить вне стен классной комнаты
3. Определение “пригодности помещений”, а так же фиксацию результатов работы ученики могут осуществлять с помощью своих мобильных устройства, что позволит осознанно применить технологию BYOD.
Наблюдая за своими учениками, я заметила, что к старшим классам школы у учащихся меняется направленность при работе со своими мобильными устройствами. Если до этого возраста лидерство удерживали в основном игры и общение в соцсетях, то потом появляются программы учебной направленности, а так же такие “редкие” в использовании учеников приложения, как, например, электронная почта. Да и вообще в последнее время наблюдаю некоторый сдвиг в сознании учеников (благо как раз одно из мест возможного обучения вне стен класса находится как раз напротив моего кабинета в залитом солнцем через панорамное окно холле), когда они частенько читают книги, что-то считают, ищут ответы на вопросы, переводят тексты, делают доклады и пишут сочинения - и все это с помощью своих мобильных устройств, благо это позволяет делать бесплатный школьный wi-fi от "Дом.ру" И “контент”, размещаемый в соцсетях, немного меняется: интересные моменты уроков ребята выкладывают, например, в “Инстаграм” с разумными комментариями, что показывает их заинтересованность в процессе обучения.
Естественно, мне бы хотелось сделать проект, в котором можно объединить мои мысли о “комфортном школьном образовательном пространстве”, “обучении вне стен классной комнаты” и работой с мобильными устройствами. Так родился проект “Класс без стен”, в котором ученики:
Предпосылками данного проекта послужили три очень важных для меня тезиса:
1. Обучение в школе возможно не только в классе. Для самостоятельной работы учащихся, а так же для работы по некоторым проектам вполне можно использовать различные подходящие для этого помещения школы
2. Понятие “подходящее для обучения помещение вне стен класса” - очень обширное, в которое включаются в том числе компоненты дизайна помещений, “комфортная среда”, цвет, звуки, ощущения, а так же выход на виды активностей, которые можно производить вне стен классной комнаты
3. Определение “пригодности помещений”, а так же фиксацию результатов работы ученики могут осуществлять с помощью своих мобильных устройства, что позволит осознанно применить технологию BYOD.
Наблюдая за своими учениками, я заметила, что к старшим классам школы у учащихся меняется направленность при работе со своими мобильными устройствами. Если до этого возраста лидерство удерживали в основном игры и общение в соцсетях, то потом появляются программы учебной направленности, а так же такие “редкие” в использовании учеников приложения, как, например, электронная почта. Да и вообще в последнее время наблюдаю некоторый сдвиг в сознании учеников (благо как раз одно из мест возможного обучения вне стен класса находится как раз напротив моего кабинета в залитом солнцем через панорамное окно холле), когда они частенько читают книги, что-то считают, ищут ответы на вопросы, переводят тексты, делают доклады и пишут сочинения - и все это с помощью своих мобильных устройств, благо это позволяет делать бесплатный школьный wi-fi от "Дом.ру" И “контент”, размещаемый в соцсетях, немного меняется: интересные моменты уроков ребята выкладывают, например, в “Инстаграм” с разумными комментариями, что показывает их заинтересованность в процессе обучения.
Естественно, мне бы хотелось сделать проект, в котором можно объединить мои мысли о “комфортном школьном образовательном пространстве”, “обучении вне стен классной комнаты” и работой с мобильными устройствами. Так родился проект “Класс без стен”, в котором ученики:
- работали вне стен классной комнаты,
- проводили бы некоторого рода исследование с использованием разных форм фиксации данных (информации)
- использовали бы в своей работе смартфоны/ планшеты для проведения наблюдений и фиксации результатов исследования
- изучали бы среду своей школы, в которой они учатся, и отмечали бы моменты, которые влияют на ее комфортность,
- нашли бы ответ на вопросы: “какая она - комфортная среда для обучения” и “что нужно сделать, чтоб наша школа стала более комфортной”
1. Ученики заранее установили программы для своих устройств, а так же разбились на группы (команды)
2. Ученики получили маршрутные листы с планом этажа школы (в которых можно было писать и где можно было фиксировать основные тезисы), а так же карточку описания места, пригодного для обучения.
Перед началом работы учащиеся распределили роли в команде и приступили к выполнению работы.
3. Сначала ребята определяли, чем определяется комфортность среды для совместной работы. Возможно, важны такие характеристики:
4. Ученики создавали план осмотра, отмечая на схеме этажа места, где предположительно можно проводить “обучение вне стен класса”, на что там нужно обратить внимание, а так же провести измерение и съемку. Затем они отправились в “путешествие” по школе, фиксируя результаты.
5. После прогулки по школе наступил этап систематизации данных. Во время исследования часть данных заносилось в карточку места, а затем переносились в электронный вариант документа.
6. Делался вывод по итогам исследования. Давались рекомендации по улучшению мест работы вне стен классной комнаты. Вот пример оформления работы (работу выполнили Марина Попова и Даша Анисимова из 11 класса)
2. Ученики получили маршрутные листы с планом этажа школы (в которых можно было писать и где можно было фиксировать основные тезисы), а так же карточку описания места, пригодного для обучения.
Перед началом работы учащиеся распределили роли в команде и приступили к выполнению работы.
3. Сначала ребята определяли, чем определяется комфортность среды для совместной работы. Возможно, важны такие характеристики:
- цвета
- фактуры,
- формы,
- освещенность,
- уровень шума,
- наличие релаксирующих элементов
4. Ученики создавали план осмотра, отмечая на схеме этажа места, где предположительно можно проводить “обучение вне стен класса”, на что там нужно обратить внимание, а так же провести измерение и съемку. Затем они отправились в “путешествие” по школе, фиксируя результаты.
5. После прогулки по школе наступил этап систематизации данных. Во время исследования часть данных заносилось в карточку места, а затем переносились в электронный вариант документа.
6. Делался вывод по итогам исследования. Давались рекомендации по улучшению мест работы вне стен классной комнаты. Вот пример оформления работы (работу выполнили Марина Попова и Даша Анисимова из 11 класса)
При выполнении проекта не возникло особых сложностей, потому что заранее была продумана методика работы и установлены соотвествующие приложения. Сложностью могла бы быть передача фотографий с мобильных устройств в Интернет (тем более что у нас, к сожалению, школьным фильтром заблокирован Google +). Однако все “фотографы” групп успешно смогли отправить себе почту через приложение Gmail, а потом работали в своих документах Google на стационарных компьютерах.
Вместо послесловия…
Изначально 2 проекта с мобильными устройствами (всего их было разработано мной 4, 2 по работе вне стен классной комнаты и 2 по внутришкольной среде и безопасности) были проведены на городском Клубе педагогов, активно использующих ИКТ в образовании. Педагоги очень долго обсуждали условия, необходимы для обучения вне стен классной комнаты, у них получились очень интересные работы. Однако в плане ИКТ-компетентности и работы с мобильными устройствами ученики во многом превосходят преподавателей. Среди преподавателей самыми компетентными оказались немногочисленные владельцы iPad’ов, которые более легко справлялись с установкой программ, работой со встроенными датчиками и фотографированием. Сложностью оказалась передача информации с мобильных устройств (учителя не имеют эккаунтов на gmail, у них не настроена электронная почта, нет эккаунта dropbox или OneDrive, а так же возникли проблемы с передачей фотографий в программе “Сообщения” на iPad).
Хочу выразить отдельную благодарность +Лариса Дмитриева за помощь в разработке проекта и его разумную критику и +Anna A за тест на "занудность" и "понятность".
Вместо послесловия…
Изначально 2 проекта с мобильными устройствами (всего их было разработано мной 4, 2 по работе вне стен классной комнаты и 2 по внутришкольной среде и безопасности) были проведены на городском Клубе педагогов, активно использующих ИКТ в образовании. Педагоги очень долго обсуждали условия, необходимы для обучения вне стен классной комнаты, у них получились очень интересные работы. Однако в плане ИКТ-компетентности и работы с мобильными устройствами ученики во многом превосходят преподавателей. Среди преподавателей самыми компетентными оказались немногочисленные владельцы iPad’ов, которые более легко справлялись с установкой программ, работой со встроенными датчиками и фотографированием. Сложностью оказалась передача информации с мобильных устройств (учителя не имеют эккаунтов на gmail, у них не настроена электронная почта, нет эккаунта dropbox или OneDrive, а так же возникли проблемы с передачей фотографий в программе “Сообщения” на iPad).
Хочу выразить отдельную благодарность +Лариса Дмитриева за помощь в разработке проекта и его разумную критику и +Anna A за тест на "занудность" и "понятность".
Комментариев нет:
Отправить комментарий