Данный рассказ - продолжение поста про “Школы без стен”.
Сегодня речь пойдет о двух школах в городе Эспоо (Финляндия). Это обычные общеобразовательные школы для обычных детей. Вот только идеи этих школ и архитектура у них совсем необычные. Но обо всем по порядку.
Школа является центром культуры и досуга для всех местных жителей. По вечерам классы прикладного труда и спортзалы используются клубами по интересам и всеми, кто хочет заниматься спортом.
Школа Kirkkojärvi использует геотермическую солнечную энергию и служит для учеников примером экологически сбалансированного проекта.
Кое-что интересное можно увидеть и в этом видео.
От архитектора: в “Школе будущего”образовательные активности будут все более и более уходить от традиционных занятий в классной комнате, используя новые способы обучения. Здание школы Saunalahti создано для того, чтоб поддержать педагогические идеи школы будущего. Школа ставит особый акцент на новых способах обучения, гуманитарное образование, физическую культуру и идеологию сотрудничества. Здание поддерживает эти идеи через организацию пространства и взаимодействие различных атмосфер.
“Обучение на практике”
Обучение на основе практической деятельности, деятельности “своими руками” улучшаю образовательные результаты.
“Выйти из класса”
Особая организация пространства в школе Saunalahti побуждает учеников использовать придумывать новые варианты использования школьных помещений. Каждое место внутри и снаружи школы может быть использование в учебном процессе!
Функциональность здания
Функции и пространства в школе распределены подобно местам в городе: есть открытые пространства, полу-общественные и частные (закрытые) пространства. Использование тех или иных пространств и аудиторий зависит от возраста и деятельности учеников.
Наиболее публичной частью здания является многоцелевая столовая - место встречи всех участников образовательного процесса. Так же там находится сцена. Во время концертов, встреч, праздников и фестивалей столовая становится большим зрительным залом.
Сразу за входом и центральным холлом находятся аудитория и небольшая библиотека, совмещающая функции школьной и муниципальной библиотеки.
Центральное пространство, лестницы и балконы над ним образуют как будто бы большую смотровую площадку, с которой открывается величественный вид на территорию школы Saunalahti.
Сегодня речь пойдет о двух школах в городе Эспоо (Финляндия). Это обычные общеобразовательные школы для обычных детей. Вот только идеи этих школ и архитектура у них совсем необычные. Но обо всем по порядку.
© Tuomas Uusheimo |
Результаты финского образования достаточно высоки (в частности, это показывают тесты PISA). Одним из факторов, влияющих на успешность финских школьников называют то, что муниципалитеты вкладывают деньги в качественную архитектуру школ и устраивают конкурсы для новых проектов.
Архитектурное бюро Verstas Architects выиграло открытый конкурс на проектирование здания школы Kirkkojärvi в городе Эспоо, Финляндия. Здание было введено в эксплуатацию в 2010 году, а в 2012 году была там же открыта школа Saunalahti, спроектированная тем же архитектурным бюро. Основная цель этих проектов состояла в том, чтоб создать школы, объединяющие в себе функциональность, комфорт, эффективность и экологичность. Девиз проектов: “Дизайн в жизнь!”
Очень интересна идеология школ. Муниципалитет не просто нашел деньги на строительство. Суть проектов в том, что школа - это не просто школа, а досуговый и спортивный центр для всех жителей данного микрорайона. Каждая из школ вечерами открывает свои мастерские и спортивные залы для местных жителей. На базе школ функционируют клубы по интересам, спортивные секции и клубы для молодежи.
Таким образом, школа становится семейным досуговым центром и улучшает качество жизни населения.
При проектировании школ архитекторы используют общие принципы зонирования школьных зданий и пришкольного пространства. Начальная школа и детский сад всегда имеют свои помещения с отдельным входом, а школьный двор разделен на зоны, связанные с возрастом учащихся и режимом освещения.
Так же в каждой школе используются современные экологичные энергосберегающие технологии и “цветное” зонирование.
Архитектурное бюро Verstas Architects выиграло открытый конкурс на проектирование здания школы Kirkkojärvi в городе Эспоо, Финляндия. Здание было введено в эксплуатацию в 2010 году, а в 2012 году была там же открыта школа Saunalahti, спроектированная тем же архитектурным бюро. Основная цель этих проектов состояла в том, чтоб создать школы, объединяющие в себе функциональность, комфорт, эффективность и экологичность. Девиз проектов: “Дизайн в жизнь!”
Очень интересна идеология школ. Муниципалитет не просто нашел деньги на строительство. Суть проектов в том, что школа - это не просто школа, а досуговый и спортивный центр для всех жителей данного микрорайона. Каждая из школ вечерами открывает свои мастерские и спортивные залы для местных жителей. На базе школ функционируют клубы по интересам, спортивные секции и клубы для молодежи.
© Andreas Meichsner |
При проектировании школ архитекторы используют общие принципы зонирования школьных зданий и пришкольного пространства. Начальная школа и детский сад всегда имеют свои помещения с отдельным входом, а школьный двор разделен на зоны, связанные с возрастом учащихся и режимом освещения.
© Tuomas Uusheimo |
Школа Kirkkojärvi
Школа Kirkkojärvi имеет название Veljet (слово “Братья” в переводе с финского), что хорошо передает расположение составных частей здания школы. Оно состоит из 2-х частей, в одной из которых расположено дошкольное отделение, а во второй - общеобразовательная школа с 1 по 9 класс, где учатся ученики 6-16 лет. Средняя школа, а так же места общие для обеих частей школы, такие как столовая и спортивный зал, формируют массив “старшего” брата. Массив “младшего” брата представлен более маленькими, близкими и домашними помещениями начальной школы и дошкольного отделения.
План школы Kirkkojärvi |
“Мы хотели сделать школу, которая работает как живой маленький город,” - говорит Джэсси Пэльва, архитеркор Verstas. У всех классов есть свои “домашние” территории, со специальными вестибюлями и входами, вокруг которых расположены классы. Каждая такая “домашняя” область имеет свой цвет, что облегчает детям ориентирование в пространстве школы. Хотя зона детского сада и начальной школы конструктивно отделена от центрального пространства, тем не менее она расположена на небольшом расстоянии от него.
В Финляндии детей поощряют в большие перемены выходить на улицу для прогулок. Поэтому школьный двор максимально подготовлен для этого. Он разбит на площадки, зонированные по возрастам в соответствии с периодами освещенности. В результате этого ученики младших классов гуляют на площадках, освещенных утренним солнцем, а ученики старших классов выходят во двор позже, поэтому их зона пришкольной территории освещается дневным солнцем.Школа является центром культуры и досуга для всех местных жителей. По вечерам классы прикладного труда и спортзалы используются клубами по интересам и всеми, кто хочет заниматься спортом.
© Tuomas Uusheimo |
Кое-что интересное можно увидеть и в этом видео.
Школа Saunalahti
© Andreas Meichsner |
“Взаимодействие и сотрудничество”
В здании школы Saunalahti кроме общеобразовательной школы с 1 по 9 класс функционируют детский сад, центры для дошкольников и молодёжи. В здании так же находится пункт городской библиотеки, а по вечерам классы и спортивные площадки, а так же пришкольная территория и школьный двор используются местными жителями и участниками различных клубов по интересам. Предлагая большое количество услуг, здание школы функционирует как место встречи семей, живущих в этом районе. Школа становится центром социальной жизни и улучшает качество жизни в Эспоо.От архитектора: в “Школе будущего”образовательные активности будут все более и более уходить от традиционных занятий в классной комнате, используя новые способы обучения. Здание школы Saunalahti создано для того, чтоб поддержать педагогические идеи школы будущего. Школа ставит особый акцент на новых способах обучения, гуманитарное образование, физическую культуру и идеологию сотрудничества. Здание поддерживает эти идеи через организацию пространства и взаимодействие различных атмосфер.
“Обучение на практике”
Обучение на основе практической деятельности, деятельности “своими руками” улучшаю образовательные результаты.
“Выйти из класса”
Особая организация пространства в школе Saunalahti побуждает учеников использовать придумывать новые варианты использования школьных помещений. Каждое место внутри и снаружи школы может быть использование в учебном процессе!
Функциональность здания
Функции и пространства в школе распределены подобно местам в городе: есть открытые пространства, полу-общественные и частные (закрытые) пространства. Использование тех или иных пространств и аудиторий зависит от возраста и деятельности учеников.
Наиболее публичной частью здания является многоцелевая столовая - место встречи всех участников образовательного процесса. Так же там находится сцена. Во время концертов, встреч, праздников и фестивалей столовая становится большим зрительным залом.
© Andreas Meichsner |
© Andreas Meichsner |
© Andreas Meichsner |
Как и в школе Kirkkojärvi, специальная организация школьного пространства и пришкольной территории побуждают учащихся на переменах выходить из классов и активно двигаться, а в теплое время года в перемены можно гулять и в школьном дворе.
Классы для самых маленьких учеников организованы в домашней зоне со своим небольшими вестибюлями и видом на школьный двор. Вестибюли используются для совместной работы. Они тесно связаны с классными комнатами и центральным пространством школы.
Классы для самых маленьких учеников организованы в домашней зоне со своим небольшими вестибюлями и видом на школьный двор. Вестибюли используются для совместной работы. Они тесно связаны с классными комнатами и центральным пространством школы.
© Andreas Meichsner |
У детского сада, который расположен на 1 этаже, есть свой собственный двор для прогулок, расположенный в самом тихом месте пришкольной территории. Классы для более старших учащихся и административные помещения находятся на 2 этаже здания вокруг центрального пространства.
Учебные мастерские и физкультурные залы расположены между улицей и выходом в школьный двор. Там же расположены рабочие пространства для занятий по кулинарии, изготовлению изделий из дерева, металла, ткани, а так же музыкальные классы. Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Галерея работ учащихся расположена вдоль окон, выходящих в школьный двор.
Учебные мастерские и физкультурные залы расположены между улицей и выходом в школьный двор. Там же расположены рабочие пространства для занятий по кулинарии, изготовлению изделий из дерева, металла, ткани, а так же музыкальные классы. Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Галерея работ учащихся расположена вдоль окон, выходящих в школьный двор.
© Andreas Meichsner |
Центр для молодежи расположен в южной части здания рядом с мастерскими. Это отличное место для проведения досуга и занятий по интересам.
Спортивные залы на первом этаже имеют отдельный вход с северной стороны здания, что позволяет их использовать и вне организации учебного процесса.
Масштабы здания, его фасады и его силуэт варьируются в соответствии с ландшафтом и возрастом детей, для которых предназначены разные части здания. Крыша спроектирована таким образом, чтоб обеспечить максимальное освещение большого пришкольного двора, зондированного для использования учениками разных возрастов.
Для отделки интерьеров и фасадов здания архитекторы использовали экологичные аутентичные природные материалы, которые создают в здании комфортную теплую атмосферу.
Лестницы, коридоры и другие места для ориентации в пространстве здания имеют свои маркировочные цвета. Цветовая палитра мебели и фурнитуры повторяет маркировочные цвета и помогает ориентироваться с большом здании.
Чтоб попасть в эти школы, можно заказать экскурсию в муниципалитете Эспоо. Предлагаю вам так же файл-буклет с рассказом о школах Эспоо.
Ссылки по теме:
© Andreas Meichsner |
Для отделки интерьеров и фасадов здания архитекторы использовали экологичные аутентичные природные материалы, которые создают в здании комфортную теплую атмосферу.
Лестницы, коридоры и другие места для ориентации в пространстве здания имеют свои маркировочные цвета. Цветовая палитра мебели и фурнитуры повторяет маркировочные цвета и помогает ориентироваться с большом здании.
© Andreas Meichsner |
Ссылки по теме:
- Елена Годунова. Когда школа для каждого - не лозунг (шведская школа)
- Людмила Рождественская. Средняя школа в Хтфилде (Великобритания). Часть 1. Часть 2
- Статья Kirkkojärvi Comprehensive School / Verstas Architects (англ.)
- Статья Saunalahti comprehensive school (англ.)
- Статья Saunalahti School / VERSTAS Architects (англ.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий