Сегодня хочется поговорить с вами о критериальном оценивании. Много про это написано, проводится большое количество семинаров на эту тему, учителя радостно пишут и пишут громадные карты оценивания работ по многочисленным критериям. Все, что можно или учителям кажется что можно оценить, они “тащат” в этот оценочный лист.
В результате ученик “сникает” еще только увидев данные критерии... Такой подход развивает тревожность у тревожных детей и детей, склонных к перфекционизму, и совершенно убивает интерес и вырабатывает стойкий “пофигизм” у остальных.
В результате ученик “сникает” еще только увидев данные критерии... Такой подход развивает тревожность у тревожных детей и детей, склонных к перфекционизму, и совершенно убивает интерес и вырабатывает стойкий “пофигизм” у остальных.
То ли мы хотим получить в результате?
Зачем критериев столько много и в них “так много букв”?
Как сделать критерии не просто краткими и понятными - как сделать их такими, чтоб учесть и максимальное своеобразие работ учеников, и совместить все это с индивидуальными образовательными траекториями и личностным подходом в обучении (а я пока по данной методике работаю с учениками 10 класса)?
Мне кажется, что ответ и прост, и сложен одновременно: надо подобрать максимально небольшое (на сколько это возможно) число критериев, которые достаточно объективно могут характеризовать работу учеников над проектом (продуктом, работой) и качество самого проекта (продукта, работы). И учить все время учеников оценивать свои работы по этим критериям. А затем стремиться к тому, чтоб ваши оценки совпали: вы “двигаетесь” к качественным и однозначным формулировкам, ученики - к объективности в самооценке.
Как этого достичь?
Мне кажется очень эффективна методика, которую разрабатывает О.Ф. Брыксина и о работе по которой уже написала 2 поста в блоге (см. Часть 1, Часть 2, мой блог)
Как я работаю?
В форме для учителя по формулировке критериев записаны метапредметные результаты обучения (даже если у вас и не ФГОС, метапредметные результаты (или качества личности XXI века) очень актуальны для любой современной школы). С другой стороны листа пишем традиционные критерии (то, чего бы мы оценивали и так).
Пример работы. Более подробно смотрите здесь: http://goo.gl/9I4zo
Далее к метапредметным результатам в левой части листа подбираем критерии из правой. Дописываем в левую часть то, то кажется еще важным по каждому из метапредметных результатов.Затем путем укрупнения и отсечения лишнего формулируем критерии, которые уже будут в оценочном листе у ученика.
Помним основные правила формулировки критериев:
- Критериев должно быть немного (идеально - при печати они должны уместиться на А4 лист в альбомной ориентации стандартным шрифтом),
- Формулировки должны быть ПОНЯТНЫ ученикам, написаны доступным языком с небольшим количеством слов (тут очень пригодится навыки ведения твиттера)
- Критерии должны пониматься и вами, и детьми однозначно и одинаково,
- Критерии должны отражать через предметные результаты формирование у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов
Как организовать работу на уроках?
- Обсудить цель, струткуру работы, план ее выполнения и КРИТЕРИИ оценивания вместе с учащимися в начале урока,
- В течение урока напоминать несколько раз, что работа должна отвечать критериям,
- В конце урока, даже если работа не доделана, ученик должен ее оценить по критериям
- Вы после каждого занятия проводите анализ и сравнение ваших оценок и самооценок работ учащихся.
Как понять, что вы на правильном пути?
- Ученики начинают понимать, что критерии им помогать правильно организовать работу на уроке, что это не “очередная блажь” учителя,
- Ваш анализ и самоанализ детей совпадает (для этого используйте корреляционный анализ: считайте корреляции между вашими оценками и оценками учеников),
- Работы растут в качественном исполнении, ученики больше мотивированы на выполнение заданий,
- Ученики сами могут формулировать критерии выполнения заданий, охотно их обсуждают,
- Ученики могут оценить по критериям не только свою работу, но и работу других учащихся. Они начинают понимать “прелесть” оценивания другими учениками их работ, ждут такой оценки, исправляют недочеты.
Могу с радостью отметить, что почти всю 4 четверть мы проработали по методике Ольги Фёдоровны. И ЕСТЬ результат! Ученики не просто сформулировали критерии оценки итоговой работы, которую мы делали всю четверть - сайта Google, но и сделали ее на должном уровне. Но об этом уже в другой раз...
Комментариев нет:
Отправить комментарий