Очень рада, что мы получили долгожданную новинку этого года - набор WeDo 2.0 от
компании LEGO Education. Мы с моими второклашками апробировали задания стартового набора и остались очень довольны. Мне хочется представить вам свой взгляд на этот набор, возможно, это поможет вам совершить выбор в его пользу и получить удовольствие от работы с чудесным роботом Майло.
Главный вопрос, который мне часто задают - лучше ли этот набор предыдущей версии WeDo? Думаю, сравнивать глупо, тот набор отражал реалии того времени, этот - реалии этого. Набор удивительно актуален и соответствует всем современным тенденциям в мировой педагогике. Для меня как учителя и методиста именно в области информатики было важным, что теперь ученики наконец-то программируют осознанно! Почему так происходит? Потому что робот подключается к планшету (ноутбуку) через Bluetooth, то есть программу можно легко изменить, запустить и двигаться с планшетом за роботом, наблюдая за тем, как программа управляет действиями робота. Это так увлекательно и интересно, что второклассники занимались экспериментированием с программой 30 минут, исследовали новые команды, и в результате смогли решить программно более сложную задачу, чем предполагалось вначале.
Второе важно изменение - поменялась модель обучения. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученикам предлагаются задачи из обычной жизни. Решая их, учащиеся задают вопросы, ищут необходимую им информацию, строят и исследуют модели, пишут программы. То есть знания не представляются в готовом виде, а стимулируется самостоятельный поиск учащихся. Тут актуальным становится и командная работа, и протоколирование процесса работы, и представление проектов.
В процессе работы с набором у учащихся формируются определённые компетенции. В таблице ниже они поставлены в соответствии с результатами из ФГОС НОО (личностными и метапредметными результатами):
WeDo 2.0 включает ряд различных проектов. В таблице представлены типы проектов и часовое наполнение темы (как это вижу я, проанализировав проекты и нашу работу, а так же школьные реалии и примерные 2 часа в неделю на работу с WeDo2.0)
В WeDo 2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.
Исследование: Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют
направление исследований и рассматривают возможные решения.
Создание: Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO®. Проекты
могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов.
Обмен результатами: Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного
инструмента документирования.
Важный момент в методике - документирование. Эта одно из самых важных новшеств, которое побуждает учащихся постоянно осуществлять фиксацию своих идей, конструкций, проектов, составлять планы работы и отслеживать на каждом этапе полученный результат. Документирование (дневник проекта) - важная часть в ЛЮБОМ робототехническом соревновании, поэтому важно даже в начальной школе научить ребят работать в этом направлении. Мой опыт работы показал, что за месяц второклассники вполне научились работать в такой технологии.
В процессе документирования ученики могут:
1. делать снимки важных этапов создания моделей;
2. делать снимки групповой работы над основными элементами;
3. записывать видео, поясняющее проблему, с которой они столкнулись, или проводимые ими исследования;
4. фиксировать свои ответы на проблемные вопросы,
5. находить информацию по теме (тексты, иллюстрации) в Интернете;
6. делать снимок экрана программы;
7. записывать, рисовать чертежи или делать наброски на бумаге и фотографировать их.
Ещё очень важная часть работы - обязательное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ проектов учителю, другим командам из класса, родителям, учащимся в школе (в рамках недели проектов или других акций или постоянной тематической экспозиции) LEGO представляют различные формы представления проектов, которые вполне актуальны и используются в дальнейшем в среднем звене:
1. создание учащимися демонстрации с использованием модели LEGO®;
2. запись учащимися видео, поясняющего проект, и его публикация в сети;
3. создание и демонстрация постеров проектов в школе;
4. отправка документа по проекту родителям по электронной почте или публикация в портфолио учащихся (в нашем регионе существует единая система портфолио учащихся на сайте webcard.pro).
Далее представим все проекты, которые представлены в полной версии ПО WeDo2.0 Full (доступны бесплатно до 30.06.2016 в AppStore и в Google Play).
Создатели WeDo 2.0 разработали совершенные методики оценивания деятельности учащихся. Использование всех этих методик на занятиях поможет вам и вашим ученикам учиться лучше, а так же может быть мощным инструментом формирующего оценивания.
Оценка, по мнению авторов методики WeDo 2.0 должна обеспечивать для учеников обратную связь, поясняя, что они сделали хорошо и где нужно приложить больше усилий. В проблемно-ориентированном обучении речь идет не об успехе или неудаче. Цель состоит в том, чтобы активно учиться, постоянно опираться на идеи и проверять их на практике.
Документирование - мощный инструмент самооценивания, а представление документации и отчёта для других позволяет учиться взаимооцениванию. Ученики учатся видеть свой проект более объективно, постепенно улучшая навыки не только конструирования и программирования, но и документирования и презентации.
В конце проекта ученикам предлагается заполнить такой лист (с моими второклассниками мы беседовали, лист заполняла я).
Сильные стороны:
Впечатлило, как второклассники ходили за Майло по всему нашему большому кабинету, садились рядом с ним на пол где удобно и программировали, программировали, программировали.
компании LEGO Education. Мы с моими второклашками апробировали задания стартового набора и остались очень довольны. Мне хочется представить вам свой взгляд на этот набор, возможно, это поможет вам совершить выбор в его пользу и получить удовольствие от работы с чудесным роботом Майло.
Главный вопрос, который мне часто задают - лучше ли этот набор предыдущей версии WeDo? Думаю, сравнивать глупо, тот набор отражал реалии того времени, этот - реалии этого. Набор удивительно актуален и соответствует всем современным тенденциям в мировой педагогике. Для меня как учителя и методиста именно в области информатики было важным, что теперь ученики наконец-то программируют осознанно! Почему так происходит? Потому что робот подключается к планшету (ноутбуку) через Bluetooth, то есть программу можно легко изменить, запустить и двигаться с планшетом за роботом, наблюдая за тем, как программа управляет действиями робота. Это так увлекательно и интересно, что второклассники занимались экспериментированием с программой 30 минут, исследовали новые команды, и в результате смогли решить программно более сложную задачу, чем предполагалось вначале.
Второе важно изменение - поменялась модель обучения. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученикам предлагаются задачи из обычной жизни. Решая их, учащиеся задают вопросы, ищут необходимую им информацию, строят и исследуют модели, пишут программы. То есть знания не представляются в готовом виде, а стимулируется самостоятельный поиск учащихся. Тут актуальным становится и командная работа, и протоколирование процесса работы, и представление проектов.
В процессе работы с набором у учащихся формируются определённые компетенции. В таблице ниже они поставлены в соответствии с результатами из ФГОС НОО (личностными и метапредметными результатами):
КК - коммуникативные компетенции; | 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; |
УПК - учебно-познавательные компетенции; | 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии; | 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; |
РК - речевые компетенции; | 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
КД - компетенции деятельности; | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
ЦСК - ценностно-смысловые компетенции; | Работа с решением позволяет формировать следующие личностные результаты: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 6) формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
КЛС - компетенции личностного самосовершенствования; | 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; |
ЧК - читательские компетенции. | 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах |
WeDo 2.0 включает ряд различных проектов. В таблице представлены типы проектов и часовое наполнение темы (как это вижу я, проанализировав проекты и нашу работу, а так же школьные реалии и примерные 2 часа в неделю на работу с WeDo2.0)
1 проект «Первые шаги», состоящий из 4 частей. В нем изучаются основные функции WeDo 2.0; | 2 часа |
8 проектов с пошаговыми инструкциями; | 3 х 8 = 24 часа |
8 проектов с открытым решением, отличающихся более широкими возможностями. | 5 х 8 = 40 часов |
ИТОГО | 66 часов + 2 часа резерв = 68 часов. |
В WeDo 2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.
Исследование: Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют
направление исследований и рассматривают возможные решения.
Создание: Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO®. Проекты
могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов.
Обмен результатами: Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного
инструмента документирования.
В процессе документирования ученики могут:
Скрин-шот программы с экрана планшета |
2. делать снимки групповой работы над основными элементами;
3. записывать видео, поясняющее проблему, с которой они столкнулись, или проводимые ими исследования;
4. фиксировать свои ответы на проблемные вопросы,
5. находить информацию по теме (тексты, иллюстрации) в Интернете;
6. делать снимок экрана программы;
7. записывать, рисовать чертежи или делать наброски на бумаге и фотографировать их.
Ещё очень важная часть работы - обязательное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ проектов учителю, другим командам из класса, родителям, учащимся в школе (в рамках недели проектов или других акций или постоянной тематической экспозиции) LEGO представляют различные формы представления проектов, которые вполне актуальны и используются в дальнейшем в среднем звене:
1. создание учащимися демонстрации с использованием модели LEGO®;
2. запись учащимися видео, поясняющего проект, и его публикация в сети;
3. создание и демонстрация постеров проектов в школе;
4. отправка документа по проекту родителям по электронной почте или публикация в портфолио учащихся (в нашем регионе существует единая система портфолио учащихся на сайте webcard.pro).
Далее представим все проекты, которые представлены в полной версии ПО WeDo2.0 Full (доступны бесплатно до 30.06.2016 в AppStore и в Google Play).
1. Тяга. Исследуйте результат действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта. | |
2. Скорость. Изучите факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения. | |
3. Прочные конструкции. Исследуйте характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO®. | |
4. Метаморфоз лягушки. Смоделируйте метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO и определите характеристики организма на каждой стадии. | |
5. Растения и опылители. Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию взаимосвязи между опылителем и цветком на этапе размножения. | |
6. Предотвращение наводнения. Спроектируйте автоматический паводковый шлюз LEGO для управления уровнем воды в соответствии с различными шаблонами выпадения осадков. | |
7. Десантирование и спасение. Спроектируйте устройство, снижающее отрицательное воздействие на людей, животных и среду после того, как район пострадал от стихийного бедствия. | |
8. Сортировка для переработки. Спроектируйте устройство, использующее физические свойства объектов, включая форму и размер, для их сортировки. | |
9. Хищник и жертва. Смоделируйте с использованием кубиков LEGO® демонстрацию поведения нескольких хищников и их жертв. | |
10. Язык животных. Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию различных способов общения в мире животных. | |
11. Экстремальная среда обитания. Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию влияния среды обитания на выживание некоторых видов. | |
12. Исследование космоса. Спроектируйте прототип робота-вездехода LEGO, который идеально подошел бы для исследования далеких планет. | |
13. Предупреждение об опасности. Спроектируйте прототип LEGO для устройства предупреждения о погодных явлениях, которое поможет смягчить последствия ураганов. | |
14. Очистка океана. Спроектируйте прототип LEGO, который поможет людям удалять пластиковый мусор из океана. | |
15. Мост для животных. Спроектируйте прототип LEGO, который позволит представителям исчезающих видов безопасно пересекать дорогу или другую опасную область. | |
16. Перемещение материалов. Спроектируйте прототип LEGO для устройства, которое может безопасно и эффективно перемещать определенные объекты. |
Создатели WeDo 2.0 разработали совершенные методики оценивания деятельности учащихся. Использование всех этих методик на занятиях поможет вам и вашим ученикам учиться лучше, а так же может быть мощным инструментом формирующего оценивания.
Оценка, по мнению авторов методики WeDo 2.0 должна обеспечивать для учеников обратную связь, поясняя, что они сделали хорошо и где нужно приложить больше усилий. В проблемно-ориентированном обучении речь идет не об успехе или неудаче. Цель состоит в том, чтобы активно учиться, постоянно опираться на идеи и проверять их на практике.
Документирование - мощный инструмент самооценивания, а представление документации и отчёта для других позволяет учиться взаимооцениванию. Ученики учатся видеть свой проект более объективно, постепенно улучшая навыки не только конструирования и программирования, но и документирования и презентации.
В конце проекта ученикам предлагается заполнить такой лист (с моими второклассниками мы беседовали, лист заполняла я).
Сильные стороны:
- великолепный методический материал с методиками оценивания;
- полностью организованная проектная деятельность учеников;
- интересные исследовательские проекты;
- теперь программирование – неотъемлемая важная часть;
- автономность робота от компьютера, что позволяет ученикам работать так, как им удобно, и сразу видеть результат программирования;
- удобность планшетного решения ПО
Впечатлило, как второклассники ходили за Майло по всему нашему большому кабинету, садились рядом с ним на пол где удобно и программировали, программировали, программировали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий