вторник, 20 мая 2014 г.

Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе

Данный доклад был опубликован (в сокращенном виде) на конференции "Дидактика XXI века"

В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. У учеников, даже первого класса, уже есть мобильные телефоны. У старшеклассников уже есть сматрфоны, электронные книги и планшеты. Ученики приносят в школу все больше мобильных устройств, причем используют они их не только для развлечения (игр и общения в соцсетях), но и для работы на уроках (получить справку из Википедии, найти что-то в Интернете, перевести слова или фразы в через программу-переводчик, работать с текстами книг на уроках литературы, читать доклады с мобильных устройств), и для подготовки домашних заданий. Вот интересный пример применения смартфонов и планшетов старшеклассниками от учеников +Ольга Тузова  
В нашей школе имеются зоны доступа в Интернет с бесплатным wi-fi для учащихся (уже с контент-фильтром от компании “Дом.ру”), и статистика показывает, что достаточно большое число учеников ежедневно пользуются этой услугой.
В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств школьников для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс. Таким образом становится понятным, что технология BOYD (Bring your own device), когда учащиеся приносят свои мобильные устройства и с помощью них происходит какая-то запланированная работа в учебной деятельности, является одной из актуальных в ИКТ-технологий в образовательном процессе.
Смартфоны и планшеты - это, по факту, мобильные персональные компьютеры, имеющие:
  • сенсорный экран,
  • модуль wi-fi для обеспечения доступа в сеть Интернет,
  • фотокамеру (минимум 3.2 Мпикс)
  • датчик звука (микрофон), 
  • датчики GPS и Глонасс (обязательное требование с 2013 года)
  • развитую операционной систему, 
  • возможность устанавливать различные приложения (в том числе платные)

Смартфон так же имеет разъём для сим-карты (сим-карта может быть и в планшете, если вы используете подобную модель), что обеспечивает возможность звонков, а так же пользование мобильным Интернетом GPRS.
Большинство существующих смартфонов и планшетов имеют минимальный базовый функционал, который можно использовать фактически на всех устройствах подобного класса, что облегчит планирование образовательной деятельности с использованием данных устройств.
Базовый набор функций смартфонов и планшетов включает в себя:
  • возможность съемки фотографий и видео,
  • работу с браузером, просмотр сайтов (как правило, мобильной (“облегченной”) версии сайтов),
  • установленные приложения для общения в соцсетях (Facebook, Twitter, VK, Instagram)
  • карты (и возможность определять по ним свое местоположение).
Перечислим далее основные проблемы, которые нужно будет решать учителю при работе в технологии BYOD, а так же предложим некоторые пути их решения.

Возможные проблемыВарианты решения
Физиологические:
1. Возможный вред для зрения при длительной работе за устройством
2. При ослабленном зрении (близорукости, дальнозоркости) работа мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения.
1. Ввести ограничения по времени для работы с устройствами (10-15 минут)
2. Спланировать задания так, что учащиеся будут не постоянно работать с мобильным устройством, а время от времени.
3. Организовать работу в группах, где ученик с ослабленным зрением не будет непосредственно контактировать с мобильным устройством или будет достаточно далеко от него находиться.
4. Для защиты зрения возможна работа в специализированных очках с антибликовым покрытием.
5. Установить на устройстве учащихся, имеющих проблемы со зрением, больший размер шрифта., более высокие показатели яркости.
6. Проводить физкультминутки для зрения при работе с мобильными устройствами. Старшеклассники могут выполнять специализированные упражнения для глаз.
Социальные:
1. Не у всех детей есть смартфоны и планшеты,
2. Не все родители согласны с такой технологией работы
1. Если не все ученики имеют персональное мобильное устройство, целесообразнее продумывать командный вариант работы, чтоб каждый мог что-то сделать на мобильном устройстве.
2. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтоб ребенок с умом использовал мобильные устройства. На родительском собрании педагог может рассказать о предполагаемом способе работы, рассказать про ограничения по времени работы, посоветовать родителям приложения для обучения. То есть учитель может заинтересовать родителей и привлечь их в союзники.
Педагогические:
1. Возможность ученикам при работе с устройством не выполнять педагогическую задачу, а просто развлекаться.
1. Организовать работу таким образом, чтоб у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект дает командная работа.
2. Планирование образовательной деятельности таким образом, чтоб использование BYOD было не только уместным, но и даже где-то необходимым2. Учитель при планировании работы должен ответить на вопрос: возможен ли иной путь достижения его педагогических целей. Есть ли более эффективные и простые в использовании средства. Только оправданное использование BYOD будет иметь максимальный эффект.
3. Работа в технологии 1:1 имеет свои особенности, включая организацию сетевого и реального взаимодействия в классе3. Если ученики имеют опыт сетевого взаимодействия до использования модели BYOD, можно включать ее отдельные компоненты (например, работа с текстовыми документами Google, или коммуникация через соцсети). Так же можно объединить учеников в команды.
4. Неготовность учителей “шире” глядеть на вещи, понимая возможности мобильных устройств не как замены учебника и электронную книгу, а как полнофункционального мобильного компьютера4. Прежде чем внедрять технологию BYOD, учитель сам должен хорошо разобраться в тех особенностях мобильных устройств, которые он собирается использовать. Так же стоит заранее подобрать приложения для ВСЕХ операционных систем, похожих по функционалу, и проверить их работу ДО урока.

Так же учителю нужно стать хотя бы читателем сетвых сообществ (в Google+, Галактики Интел и др.), где публикуются примеры работы с таким оборудованием.
5. Сложность планирования работы “вне стен классной комнаты” или вообще вне школы.5. Нужно четко ставить образовательные цели и проанализировать тематическое планирование на год, чтоб наметить темы, в которых возможна работа вне стен классной комнаты и экскурсионная работа. Даже 1 такой урок в полгода надолго запомнится ученикам, если он будет эмоционален и хорошо подготовлен.
Технические:
1. Доступ к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим-карты)
1. Возможность работы мобильного Интернета в школе (это требование современных ФГОС, которое, например, должно быть обязательно реализовано в школах г. Перми)
2. Покупка wi-fi роутера на класс и работа его от “проводного” Интернета
3. Современные ноутбуки (последних 2-х годов выпуска) сами могут быть точками доступа wi-fi, для этого просто необходимо прочитать инструкции к оборудованию.
2. Контент-фильтрация (или осуществление функции “родительский контроль”)1. Может быть реализована централизована через школьный wi-fi
2. На iPad и Windows Phone есть возможность установки родительского контроля. Для Андроида можно установить приложение Kidread http://kidread.com/
3. Одновременная зарядка устройств1. Стоит осуществлять заряд устройств перед выходом на природу (или вне класса).
 В классе нужен удлинитель и универсальное зарядное устройство для подключения к розетке (которое подходит для большинства телефонов)
2.Стоит купить портативное зарядное устройство для телефонов (в комплект обычно входят переходники для всех моделей, зарядка происходит достаточно быстро).
4. Передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней1. Возможные варианты: google + (автоматическая загрузка фотографий), отправка через VK, отправка через электронную почту.
2. Электронная почта на live.ru может быть заведена и для учеников начальной школы (с подключением к “взрослому” эккаунту), так же можно на детских устройствах использовать некоторый классный электронный ящик для совместной работы с фотографиями
3. Использование проводного подключения телефонов, а так же использование карт-ридера
5. Общее управление устройствами и контентом на них (при одновременной работе в классе и не только)1. Программа Nearpod (http://nearpod.com/), установленная на компьютер учителя, а так же устройства учащихся позволяют организовать совместный синхронный просмотр презентации, проведения опросов, обсуждения их результатов, совместного просмотра фото и видео, работы с фото, а так же работе на определенных учителем сайтах.
6. Разные приложения для разных ОС, разные версии одной ОС с разными возможностями - минимальный круг приложений, который можно использовать всем1. Подбор похожих приложений для всех ОС, их предварительное тестирование
2. Планирование работы таким образом, чтоб использовать только базовый минимальный набор функций мобильных устройств.
7. Подключение мобильного устройства к проектору или телевизору1. Для iPad или iPhone нужно приобрести Apple TV и кабель для разделения HDMA сигнала на VGA и звуковой канал (с современными телевизорами и проекторами переходник не нужен)
2. Существуют решения для Android, в том числе с покупкой адаптера с мини-USB на HDMI, кабель HDMI-HDMI или HDMI-DVI-D
3. Для Nokia Lumia существует программа Медиа-центр, которая позволяет через wi-fi подключаться к современным устройствам DLNA 
8. Платные приложения, которые имеют больший функционал, но требуют “вложения” денег учащихся и родителей.1. Можно создать для родителей педагогический маршрут для использования мобильного устройства и показать преимущества платных программ.
2. В старших классах можно рекомендовать некоторые программы к покупке.

Примеры реальных проектов из моей практики с использованием мобильных устройств:
  • Лабораторные работы с датчиками Vernier,
  • Работа с встроенными датчиками смартфонов/ планшетов
  • Проект “Класс без стен”,
  • Работа с ЛЕГО “Построй свою историю”
  • Работа с документами Google (просмотр, редактирование, работа в группах)
  • Геокешинг (по текущим школьным правилам возможен только в командах взрослый + ученики)

Предлагаю вашему вниманию интересные и достаточно легко реализуемые кейсы коллег по работе с мобильными устройствами: