пятница, 24 января 2014 г.

Образовательная среда будущего: школа без стен

Коллеги, предлагаю вам цикл публикаций про современную организацию школьных пространств и про образовательную архитектуру. Спасибо +Marina Kurvits +Ljudmilla Rozhdestvenskaja, которые своим проектом про "Обучение без стен"вдохновили на систематизацию моих давних и не очень знаний по этой теме и погружение в эту замечательную тему. Тем более что наши первые шаги по работе в технологии "Обучение без стен" тоже требуют осмысления и описания.

В Европе и в США при строительстве новых школ придерживаются некоторых общих принципов организации пространств для обучения и отдыха, которые позволяют организовать образовательный процесс по-новому, с использованием новых технологий мобильного обучения (не обязательно с компьютерами), чередования зон работы и отдыха, зон занятия спортом, искусством, технологиями.
Предпосылками новых принципов проектирования и организации учебных пространств и образовательных учреждений является осознание того, что жизнь и сознание людей качественно меняются. Для того, чтобы ребенок органично влился в окружающий мир, социализировался в нем, нашел там свое место,  от него требуется  сейчас овладение принципиально иными умениями и навыками, чем это было раньше. Сейчас востребованы так называемые "умения 21 века", некие метапредметные компетенции, включая умение взаимодействовать в реальном мире, которые нельзя формировать на базе старых традиционных учебных пространств, используя традиционные уроки и традиционное оборудование.
Когда мы заходим в обычную "типовую" школу, сразу включаются стереотипы мышления как у учителей, так и у учеников. Новые школы не дают на уровне ощущений работать по-старому, оставляя при этом некоторые достоинства традиционного обучения, переводя его в другие образовательные технологии.


При этом наблюдаются несколько важных тенденций, которые, как мне кажется, верно выделены в статье "Образовательная среда 21 века" на портале Zillion:
  1. Интеграция актуальных стилей дизайна и архитектуры в образовательную среду. Известные бюро все чаще занимаются детсадовской, школьной и университетской архитектурой и дизайном. При этом с точки зрения парадигмы учреждение может оставаться «классическим», но с точки зрения визуального, архитектурного, стилистического решения – это «бытие» высокого класса, формирующее качественно новое сознание.
  2. Новые школы и классы гармонично "вписываются" в ландшафт (и используют его особенности для активного обучения как вне стен класса, так и вне школы, экологического образования, игр и отдыха); созданные с применением современных энергоэффективных материалов и технологий (к примеру, солнечных батарей на крышах). Это здания-трансформеры: и снаружи, и внутри. Одна из их основных задач – обеспечить расширенные возможности для обучения и социального взаимодействия в школах.
 
От себя хочу добавить мое искреннее убеждение: использование больших пространств без стен, зонирования на уровне цветовых и интерьерных решений, безбарьерная среда, ступенчатые системы, визуально разделяющие пространство и возносящиеся ввысь, атриумы, длинные коридоры - и при этом камерные зоны отдыха, небольшие уютные места для групповой и индивидуальной работы - всё это создаёт возможности организации разных форм активности в учебной деятельности и требует от учителя принципиально иных подходов к организации образовательного процесса.
В статье использовано несколько фотографий и видео от датско-норвежской архитектурной студии AART architects

воскресенье, 19 января 2014 г.

Критериальное и формирующее оценивание на уроках информатики: из опыта работы

Коллеги, представляю статью, написанную мной для конференции "Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее". Тема мне кажется очень актуальной и я работаю над ней уже почти год. Есть результаты, которые описаны в этом блоге. Но гораздо больше еще не опубликовано :( Спасибо +Людмила Чайка за тезисы на конференцию, очень бы хотелось пообщаться с вами лично, и +Anna A, которая убедила меня в том, что стоит писать больше и чаще, потому как есть что показывать.

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как это сделать наилучшим образом.

Assessment Reform Group (2002)[1]

   Оценивание - один из важных факторов, влияющих как на результат обучения, так и на весь его процесс. Верно выбранные стратегии оценивания позволяют организовать процесс обучения таким образом, чтоб ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения, получали удовольствие от учебы и могли бы выстраивать перспективы своего развития.
   Внедрение педагогом современных методов оценивания в практику работы не так трудоемко, как это кажется на первый взгляд, но требует решимости и определенной методической подготовки. Однако результаты, полученные даже на первых уроках, свидетельствуют о верности избранного подхода и его высокой эффективности. 

Рассмотрим две практики оценивания в преподавании курса информатики в средней и старшей школе:
  • критериальное оценивание и формирование метапредметных результатов обучения,
  • формирующее оценивание на уроках информатики.